Вы читаете выпуск рассылки Cdolls.ru "Всё о куклах".
Здесь вы можете почитать первую часть статьи "Изменчивое постоянство Барби. Часть 1"
До этой точки нашего повествования все выпущенные Барби были игровыми куклами, но в 1979 году Маттел впервые выпустила серию «Куклы мира», куда вошли Барби в национальных костюмах разных стран. Так было положено начало коллекционным выпускам Барби. Этим ходом Маттел привлекла внимание старшего поколения: прикрываясь взрослым хобби, мамы девочек теперь тоже могли играть в куклы, ностальгируя о временах своего детства. Подробнее об истории коллекционных Барби мы расскажем в одной из наших следующих статей.
Первой в этой серии была выпущена Итальянская Барби. В настоящее время не выпускается.
В следующем году были выпущенные первые Барби с испанской внешностью и первые Барби-афроамериканки (темнокожая кукла 1969 г. была подругой Барби, так что нижепредставленная кукла – первая темнокожая Барби).
Афроамериканская Барби. |
Испанская Барби. |
Обе куклы были выпущены с молдом Стеффи, который до сих пор считается одним из самых успешных молдов Барби. Подробнее о молдах Барби мы расскажем в одной из наших следующих статей.
К 1985 году Барби перепробовала себя во многих ролях, но среди них не было ни одной профессии, которая считалась бы «серьёзной».
Но за это время в обществе за это время случился переворот: женщины активно доказывали, что разделение профессий на «мужские» и «женские» никак не оправданно. Барби включилась в борьбу: под всем уже известным лозунгом: «Icanbe…» - «Я могу стать…» вышла бизнес-вумен Барби. Кукла переодевала свой деловой костюм в вечернее платье для выхода.
День и Ночь / Day to Night, 1985. В настоящее время не выпускается.
До настоящего момента Барби освоила уже более 150 различных профессий. Барби уже не просто стюардесса, но и пилот самолёта: Барби, как и женщины страны, с успехом осваивала занятия, считавшиеся неподвластными женщине - астронавт, президент, военный и т.д. И девочки могли мечтать о взрослой жизни вместе со своими куклами: упрощалось и романтизировалось отношение к профессиям, ранее считавшимся трудными для женщин.
Барби астронавт, 1986 г. В настоящее время не выпускается.
В 1987 году компания Маттел стала сдавать свои позиции, тогда дело взял в свои руки новый управляющий Джон Аммерман, который заявил, что «секрет успеха Барби – это её способность постоянного обновления». Так впервые была озвучена формула удачи Барби.
Следуя этому утверждению, компания перевыпустила несколько удачных в прошлом релизов, сделав особенную ставку на возможность одевать/раздевать куклу и наборы, в которых куклапроводила время на свежем воздухе. Среди прочих была перевыпущена говорящая кукла. Это именно из-за её фразы: «Уроки математики сложные» и «Давайте пойдём за покупками!», Барби стали считать неумной блондинкой. Даже сам Кеннет Хандлер, сын основателей Маттел, упрекал Барби за неподобающий стиль жизни: «её могло бы волновать нечто большее, чем походы на пляж … её должны бы волновать такие мировые проблемы как бедность и страдания в мире».
Маттел прислушалась к этому мнению и в 1989 г. в Нью-Йорке был организован «Саммит Барби», на который съехались дети из многих стран мира, чтобы обсудить мировой голод, ухудшение экологической среды, вопросы войны и мира. К этому событию – детскому подобию съездов ООН, были выпущены Барби ЮНИСЕФ. В этой серии и появилась Барби с азиатскими чертами лица.
Барби ЮНИСЕФ / Barbie UNICEF. В настоящее время не выпускается.
Всё возрастающая глобализация и расширение рынков Барби побуждала создателей включать в линейку молды новых рас. Вслед за итальянской появились восточные и испанские куклы – именно в качестве продолжения конкретных релизов, больше не было разделения персонажей, как в случае с афроамериканской куклой Стеффи.Стали появляться Барби с множеством разных вариаций цвета кожи и молдов. Америка стала многонациональным государством, в котором все национальности и расы сравнялись в возможностях.
В 1990 г. была разрушена знаменитая Берлинская стена, разделавшая ФРГ и ГДР, что, по сути, означало ослабление вечного противостояния СССР и Америки. Маттел не оставила это значимое событие без внимания, выпустив куклу Барби Дружба, которая продавалась исключительно в Германии.
Барби Дружба / Barbie Friendship, 1990 г. В настоящее время не выпускается.
О Барби узнали по всему миру во многом благодаря тому, что в качестве своих аксессуаров она использовала бренды, уже ставшие популярными. Например, она носила джинсы Lee, ездила на машине Jeep, отмечала свой день рождения в МакДоналдс и т.д.Барби стала частью культурных аспектов, просто прикоснувшись к ним.
Набор «День рожденья в МакДоналдс», 1973. В настоящее время не выпускается.
Коач / Coach - американская компания, известный производитель аксессуаров класса люкс). У Барби на плече красуется классическая сумка фирмы Коач, выполненная из натуральной кожи на заводе компании Коач / Coach.
К 1993 году компания Маттел уже отрыла свои представительства в более чем 35 странах. Барби была очень доступна – этим объясняется её поголовный успех: купить Барби могли позволить себе даже дети из бедных стран.
В последнее время Барби не единожды критиковали за её нереалистичные пропорции. Конечно, все мы слышали эту теорию о том, что у девочек, играющих с такой идеально фигуристой куклой, развивается комплекс неполноценности. Художник Николай Ламм даже создал 3d-модель, основанную на реальных женских пропорциях (средние значения по Америке).
Слева настоящая кукла Барби, справа – 3d модель, основанная на реальных измерениях
В ответ на эти обвинения Маттелуменьшила бюст и расширила талию куклы, попутно переработав конструкцию её тела. По заявлениям представителей компании, это было сделано для того, чтобы кукла лучше соответствовала современным стандартам моды. И с 2000 года все куклы Барби выпускаются на новом теле, которое более анатомично и не поворачивается в талии.
Слева строение талии куклы Twist’N’Turn, справа новый цельный вариант
Новые времена приносят новые модели Барби, создатели куклы черпают вдохновение буквально отовсюду: научно-технический прогресс, изменение в социальной сфере, модные тренды, культура, значимые события и т.п. Яркие тенденции последних лет тоже попали в поле зрения Маттел.
Татуировки – как отдельная субкультура и способ самовыражения молодёжи, нашла отражения в татуированной Барби с дополнительными наклейками-тату, которые можно было прикрепить на тело куклы.
Полностью татуированная Барби / Totally Tattooed Barbie
Такая мировая тенденция как цифровой техники, конечно, тоже отразилась на релизах Барби. В 2010 г. Маттел выпустила куклу с видеокамерой. Барби умела снимать клипы до 30 минут и подключалась к компьютеру через usb-порт.
Барби видеодевушка / Barbie Videogirl
Какие-то релизы Барби были более успешными, какие-то менее, но компания Маттел продолжает впитывать текущие настроения и чувства общества и воплощает их квинтэссенцию в куклах Барби. Так сама Барби уже стала конечной составляющей массового искусства. Историю релизов этой куклы уже вполне можно рассматривать как летопись поколений за последние полвека. Сейчас можно смело сказать, что Маттел создала всеамериканскую куклу и предложила её миру.
В рассылке «Всё о куклах»:
скидки и акции, кукольные новинки
и интересные рассказы о куклах.