Балет кукольный и настоящий

Подписаться на новости, акции, скидки!

Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет.

Том Парк 

Балет – самое красивое и бессловесное искусство. И, наверное, все девочки всегда будут мечтать стать балеринами – лёгкими и воздушными.

Но много ли мы знаем про этот прекрасный и очень трудный вид танца? В нашей статье мы собрали интересные факты о балете. Никакой нудной истории – честное слово, только немножко неожиданностей.

Ну что? Потанцуем?

Кукла Танцуй Со Мной Брюнетка

Почему балет так называется?

Один из первых танцмейстеров, итальянец Доменико да Пьяченца в своей работе «Про искусство танца и ведение танцев»  вместо слова «danza» (ит. «танец») употреблял его синоним – «ballo». Эти «танцы» Доменико стали известны как baletti или balli во множественном числе, а в единственном - balletto. Вероятно, из Италии слово перебралось во Францию вместе с Екатериной Медичи, вышедшей замуж за Генриха II. Французы трансформировали balletto в более привычное слуху слово - ballet. А уже из Франции оно пришло в русский язык и осталось таким: балет.

Барби Мечты о Балете

Первый балет

Первым в истории музыкальным спектаклем считается «Комедийный балет королевы», созданный итальянцем Бальтазаром де Божуайе в  XVIв. при дворе Екатерины Медичи. Комедийный - сomique – в данном контексте означает не «смешной», а «драматический». Дело в том, что на заре своего зарождения балетные танцы были частью грандиозных представлений, куда в числе прочего входили диалоги, пение, конные представления, битвы и пр. А всё вместе это действо называлось спектаклем - от опять же итальянского слова spectaculi -зрелище, представление.

Коллекционная Фарфоровая Барби Легче Воздуха Прима Балерина

Король-Солнце

Все мы слышали, что французского короля Людовика XIV часто называют «Королём-Солнцем», но не все знают, что этот титул закрепился за монархом из-за балета.

Людовик XIV в образе Аполлона

В те времена балет представлял собой нечто среднее между спектаклем и придворными танцами, в этих представлениях участвовала знать и приглашённые танцоры. Это было чрезвычайно престижно особенно из-за королевского участия в постановках. Людовик XIV обожал балет, и его придворный композитор Жан Батист Люлли, часто предлагал королю завидные роли в своих балетах. Один из них назывался «Ночной балет», в конце которого король триумфально появлялся в образе Аполлона, бога Солнца. 

Кукла Венди Праздничная Балерина

Только мужчины

Кстати, почти до самого конца XVII века в балете участвовали только мужчины, и даже женские роли исполняли юноши. А дело в том, что костюмов для танцев тогда не существовало, все танцевали в том же, что и носили, что диктовала мода. Поэтому дамы в своих громоздких костюмах, в корсетах, юбках-кринолинах и с высокими сложными причёсками могли в лучшем случае только менять красивые позы – одну за другой. Так они и делали в рядах зрителей или выступали в роли «массовки». На сцену женщин ввёл всё тот же Люлли. Он поставил спектакль «Триумф любви», в котором танцевали четыре женщины. Известна только одна из них – Мадмеуазель Ла Фонтен, она и считается первой профессиональной балериной в истории.

Кукла Счастье Балерины Блондинка

Пять выворотных позиций

Есть две версии, почему позиции в балете выворотные – т.е. ноги стоят носками врозь.

Кукла Сона Антраша Малышка-Балерина

В балете участвовали в основном мужчины благородного сословия, и все они, конечно, были обучены фехтованию. Чтобы воинственным мужчинами было легче приспособиться к плавным движениям танца, хореографы заимствовали позициииз этого искусства боя.

Учитель фехтования

И действительно: если присмотреться, то пять основных обязательных позиций ног, головы и рук в балете напоминают позы фехтовальщиков. А чтобы сохранить возможность движения в любую сторону, также были оставлены и выворотные позиции.

Пять балетных позиций

 

По второй версии, выворотность придумал Людовик XIV, который имел привычку разворачивать носки ног, чтобы показать шикарные пряжки на своих туфлях. Вскоре, это движение при дворе стали считать чрезвычайно грациозным, и придворный танцор и хореограф Пьер Бошан стал включать его в балеты.

Кукла Время Весны

Однако независимо от того, какая из этих версий более правдива, одно остаётся непреложно: впервые пять балетных позиций были упомянуты Пьером Бошаном в его работе по созданию терминологии танцев. И он является одним из наиболее известных отцов-основателей балета.

Кукла Балерина с хлопковым леденцом

Названия в балете – почему так непонятно?

На самом деле все эти батманы, па-де-де, балансе, баллоны, плие и пр. – очень понятны, но только французам. Первая в мире балетная школа была образована во Франции: Королевскую Академию Танца основал Людовик XIV, позже она стала известна как «Балет Парижской оперы». Соответственно, учителя танца называли движения французскими словами.

Кукла Буил Фата 

Все балетные термины – это реально существовавшие слова и их формы. Например, то же плие (фр. - plie) образовано от глагола plier — сгибать (колени) и означает приседание. А «па-де-де» (pas de deux) буквально переводится «шаг для двоих». Позже французские термины закрепились в балетной сфере и стали использоваться во всём мире, чтобы исключить языковой барьер при обучении танцоров.

Например, название элемента «гран жете» образовалось от двух слов: «grand» – большой, «jeté» от глагола «jeter» – кидать, бросать. Это прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону, при этом ноги раскрываются максимально.

Кукла Флок Гран Жете Малышка-Балерина

Происхождениеслова «хореография»

Его придумал Рауль Ожера Фёйе. В своей книге «Choréographine, ou l’art de décrire la danse» («Хореография или искусство записи танца»), он попытался создать систему записи танцевальных движений - нечто наподобие нот для музыки. И хотя работа не была закончена, эта системаиспользуется до сих пор – за неимением другой. Слово «сhoréographine» состоит из двух греческих слов: khorea (танцевать) и graphein (писать). Сначала «хореография» обозначала систему стенографирования танцев. Но сейчас  смысл термина изменился: теперь так называют искусство сочинения танца.

Кукла Пуллип Пер Ноэль

Без слов

Первые безмолвные балеты появились лишь спустя два столетия после появления балетных спектаклей. Сперва Джон Уивер в Англии, а затем Доменико Анджолини в Вене и Жан Жорж Новерр во Франции создали то, что они назвали «балет действия» (ballet d'action). Эти хореографы отказались от слов в балете, сняли с актёров кожаные маски, в которых те представляли, облегчили их костюмы так, чтобы язык тела танцоров стал чуть более понятен. 

Кукла Дал Галла

В своих творениях («Любовь Марса и Венеры», «Ясон и Медея») создатели попытались объединить танец, драматическое действие и музыку в единое целое. Зрители впервые увидели эмоции на лицах танцоров и феноменальную выразительность человеческого тела в движении. Конечно, публика была в шоке от таких сильных впечатлений.

Кукла Балерина Мэгги Прекрасный Цветок

Пуанты

Первыми танцовщицами, которые отказались от каблуков на туфлях для танцев, были Фанни Бэс, Женевьева Госселен и Мари Анн Камарго. 

Ланкре Н. «Танцовщица Камарго». 1730-е гг.

Девушки использовали мягкие туфельки, танцевали на носочках и надевали «короткие» юбки, которые открывали лодыжки – что в те времена считалось верхом неприличия, зато помогало выполнять прыжки и делать антраша. Хотя обе танцовщицы всё равно носили длинные т.н. «панталоны предосторожности», которые скрывали всё, что недолжно от взглядов публики.

Кукла Краса Балета Брюнетка 

Тем не менее, традиционно первой балериной, вставшей на пуанты, считается Мария Тальони. Её предшественницы танцевали на носочках только в качестве трюка, Мария же сделала это выразительным средством, чтобы передать характерсвоего персонажа – Сильфиды. В фольклоре средневековья Сильфида считалась мифическим существом, духом воздуха, который выглядит как красивая девушка с прозрачными радужными крыльями и длинными волосами. 

Евгения Образцова. Вариация из балета "Сильфида"

Чтобы сыграть это воздушное существои подчеркнуть лёгкость и невесомость её движений, Мария и нашла такое решение – балансирование на самом носочке (pointe с фр. переводится как «пик, остриё»).

Мария Тальони в балете Сильфида. Литография Шалон и Лэйн

Но помимо балетной обуви, Мария Тальони также изменила традиционный балетный костюм. Её наряд был лёгким платьем без рукавов с юбкой в форме колокола. На основе этого костюма спустя 50 лет была сконструирована романтическая балетная пачка. А с балета «Сильфида» начался романтический период, который перевернул все представления о роли женщин в балете и вывел их на передний план.

Кукла Мятная Конфетка

Русский балет

Первый балетный спектакль в России состоялся 8 февраля 1673 г., ещё при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Спустя почти сто лет был основан знаменитый Императорский балет Санкт-Петербурга.

J-Doll Улица Росси в Петербурге

Сегодня русский балет известен на весь мир. А стал он таким благодаря преобразованиям работающего в России французского балетмейстера Дидло, а затем и потрясающим нововведениям Петра Ильича Чайковского.Чайковский внёс в балетную музыку непрерывное симфоническое развитие, образные характеры героев и драматическую выразительность. Кстати, влюбился он в балетную музыку и решился на её сочинение после просмотра балета «Коппелия».

 

Кукла Нео Блайз Снежная Соната

«Большая тройка» русского балета

«Большой тройкой» называют три основных классических балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Все они были поставлены Мариусом Петипа, известнейшим балетным деятелем, на музыку П.И. Чайковского. Без преувеличения эти три балета можно назвать шедеврами, которые знают все. Наверно, именно с этого момента русский классический балет и стал самым известным в мире.

«Щелкунчик» до сих пор является любимой рождественской сказкой для детей и взрослых. 

 

Барби "Снежинка из балета "Щелкунчик"

Кукла Венди Рождественская Снежинка

 

Танец снежинок из балета "Щелкунчик"

 

 

А исполнение партии Одетты - Одиллии в «Лебедином озере» по неписаным балетным законам считается экзаменом на право называться настоящей балериной.

 Адажио из 2го акта балета "Лебединое озеро"

 

Умирающий лебедь

Все мы знаем эту хореографическую миниатюру, которую исполнила Анна Павлова. Михаил Фокин поставил этот танец специально для великой русской балерины – ведь только танцовщица с живой душой смогла бы воплотить в этих двух минутах всю жизнь прекрасной птицы. 

 

Кукла Зинна Арабеск Малышка-Балерина

Кукла Маленькая Пуллип – Лебедь


 

 

Но говорят, что автор музыки Сен-Санс очень удивился, когда узнал о трагической концовке номера: в его произведении («Карнавал животных») не было смерти. Возможно,на такую драматическую линию Фокина вдохновил образ самой Анны Павловой, её печальный взгляд и пластика, которую она изучала, глядя на живого лебедя.

Анна Павлова "Умирающий лебедь"

Знакомый незнакомец

В антрепризе «Русские сезоны» Сергея Дягилева танцевал и ставил танцы очень известный танцевальный деятель Георгий Баланчивадзе. Не знаете такого? А если чуть-чуть изменить его имя – на французский манер его называли Жорж Баланчин. Это уже более знакомо, не так ли? Историки балета сходятся во мнении, что именно благодаря Баланчину балет появился в Америке: в 1934 г. хореограф приехал в США и основал Школу Американского балета.

Барби американский театр танца Элвина Эйли

 

Сейчас, отчасти благодаря Баланчивадзе, балет стал одним из наиболее сохраняемых танцев в мире. Также благодаря Баланчину сформировался образ современной балерины – чрезвычайно тонкой и гибкой, такую конституцию даже называют «тело Баланчина». В результате распространения этого образа, для балерин установилась жесточайшая диета.

Кукла Классическая Балерина

Кстати, Баланчин же отверг классические облегающие костюмы для танцоров – на премьере его балета «Серенада» в 1934 г. танцоры выступали в том же, в чём и репетировали. Это была гораздо более открытая и свободная одежда– так публика смогла видеть танец целиком, даже малейшее напряжение мышц. И зрители уже который раз за историю балета испытали приятный шок открытия выразительности танцевального искусства. Возможно, тогда классический балет ступил на путь превращения в модерн.

Студенты Школы американского балета, 10 июня 1934 г. Первое представление

Впрочем, в каком бы направлении ни развивался этот прекрасный танец, балет обладает удивительной силой воздействия на эмоции зрителей.

И как же приятно было в детстве мечтать о воздушности балерины и больших ролях в спектаклях. Девочкам очень нужны эти мечты, чтобы уже во взрослой жизни помнить о своей врождённой грации и красоте. Возможно, куколки-балерины помогут придать девочками смелости для воплощения в жизнь этих прекрасных мечтаний. А даже если и нет, то станут элегантным и приятным воспоминанием о чудесной поре детства.

 

В рассылке «Всё о куклах»: скидки и акции, кукольные новинки и интересные рассказы о куклах!