Куклы: детские игрушки или увлечение для элиты. История кукол

Подписаться на новости, акции, скидки!

Вы читаете выпуск рассылки Cdolls.ru "Всё о куклах".

 

Всю историю кукол охватить невозможно. Нам лишь хотелось чуть пошире приоткрыть эту страницу нашей жизни. И, как всегда, новое знание повлекло за собой лишь новые вопросы и неразгаданные тайны.

Куклы идут рука об руку с человеком буквально с самого начала времён: при археологических раскопках всех угасших земных цивилизаций обязательно находят кукол.

Тряпичная кукла Древний Рим, 500 лет до н.э.

В куклах и их особенностях отражается исторический путь развития народа, его менталитет и культура. Однако нечто общее есть у кукол всех племён. Кукла всегда сочетала в себе несколько функций. Важнейшей из них было олицетворение – людей, животных, природных явлений, болезней и пр.

Кукла могла персонифицировать что угодно. Этим она делала опасный окружающий мир ближе и понятнее. Так люди вводили что-то большое, не поддающее их разумению и контролю, в свой привычный обиход, низводили необъятное до вполне осязаемых размеров. И тревожащие явления становились не такими ужасными, ведь между ними и человеком вставал посредник – кукла.

Так может ли такой важный элемент культуры, как кукла, быть только игрушкой?

 

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА

 

Сейчас археологи почти уверены, что первых кукол люди использовали вовсе не для развлечения.

"Первые гончары", рисунок Эмиля Байарда

Предназначение куклы «играть роль чего-то» просматривается даже в происхождении слова. Наше русское слово «кукла» произошло от греческого «κοῦκλα», которое в свою очередь берёт начало в латинском «cucullus», что значит «куколь, капюшон, накидка».

Исследователи считают, что связь «кукла – капюшон» вполне логична. В первобытном обществе во время многочисленных ритуальных действий люди часто надевали маски. Эти маски закрывали голову и всю фигуру человека. От них и произошло слово «кукла».

Кукла могла воплощать не только страшные, но и добрые силы. И часто кукол использовали в качестве оберега или для лечения. Скорее всего, так и появились игрушки. Когда однажды из подручных средств (сладкой травы и скрученных веточек) мать смастерила игрушку-оберег, похожую на человечка, её ребёнок получил первую в истории куклу.


Когда была создана первая кукла, предназначенная именно для игры точно неизвестно. Сейчас учёные называют дату 35 тыс. лет назад. Это возраст фигурки из кости мамонта, найденной в Чехии в захоронении «Броно-2».

Первая кукла. Моравский музей в Брно, Чехия


Но, наверняка, это время ещё отодвинется, т.к. археологи находят гораздо более древние предметы, с помощью которых могли быть созданы куклы.

Из археологических исследований стало ясно, что сначала кукол использовали как для игры, так и в качестве ритуального предмета. Однако это были разные виды кукол.

 

ДРЕВНИЙ МИР

С развитием цивилизации упростилась жизнь, дети дольше оставались детьми, соответственно, роль куклы, как игрушки расширялась. Хотя ещё долго кукла будет играть и другие роли.

В Древней Греции мастера-коропласты (κόρη – «девушка» и πλάσσω – «делаю») делали кукол из терракоты, обожжённой глины. Наверно, самые известные глиняные куклы – это женские фигурки, созданные во времена Микенской цивилизации. Они стилизованно изображали Великую богиню и служили детскими оберегами. Эти куклы были найдены как в местах культа, так и в обычных домах. Так что, скорее всего, эти фигурки использовались и в культе, и в быту.

Женские терракотовые фигурки, Микены, 1400-1300 г. до н.э.; Late Helladic IIIA, Mycenaean


Со временем мастера-изготовители кукол стали уделять большее внимание деталям: у кукол появились лица, волосы и одежда.

Первые куклы в Древнем Египте были плоскими. Их вырезали из дерева или кости, одежду рисовали прямо на теле, а волосы делали из глиняных бусинок – повторяя модные в то время причёски, состоящие из множества косичек. При этом часто у куклы не было ног – их специально закругляли, т.к. считалось, что если сделать кукле ноги, она сможет убежать от своей хозяйки. Подобные куклы служили игрушкой и оберегом для ребёнка.

Деревянные древнеегипетские игрушки, 1100 г. до н.э., Британский Музей


В Древнем Риме девочкам дарили кукол в дни сатурналий (празднования конца сбора урожая и пришествия нового года). Куклы сопровождали молодую римлянку вплоть до дня свадьбы. В день своего замужества девушка приносила их в жертву богине Венере, отрекаясь от детства и девственности. А вот если девочка умирала до свадьбы, куклу хоронили вместе с ней, чтобы та развлекала и охраняла её в загробном мире.

Кукла, найденная в захоронении Креперейи Трифены. Сделана из слоновой кости, II век до н.э., Капитолийский Музей в Риме


Так под конец этого исторического периода обе роли куклы объединились в одном теле.

СРЕДНИЕ ВЕКА

В Средневековье образы кукол стали усложняться. Куклы становились более художественными, и их создание стало более трудоёмким. Поэтому появилась специализация мастеров. Теперь каждый ремесленник занимался своим делом: плотник создавал кукольную мебель, гончар посуду, а портной наряды. Кстати, куклы оделись в специально для них сшитые платья только в XV-XVI вв. До этого одежду на куклах, рисовали, вырезали или приклеивали.

Европа (в основном, Англия, Франция и Германия) стала колыбелью кукольного производства, причём в каждой стране сложились свои традиции.

В Англии кукол делали из дерева. Тонкую работу выполняли резчики-кукольники, которые считались очень уважаемыми мастерами. Их творения стоили очень дорого и ценились чрезвычайно высоко. Этих кукол вручали короли в качестве очень почётной награды за особые заслуги перед страной.

Деревянная кукла, Англия, 1585-90 гг. (?)

Немецкий город Нюрнберг в Средние века снискал славу столицы производства игрушек. И по сей день он считается самым старинным «игрушечным» городом. Немцы делали кукол из воска: создавалась гипсовая форма, в которую выливалась расплавленная восковая смесь. Глаза для таких кукол выдувались вручную из стекла. И до сих пор самым дорогим и естественно выглядящим материалом кукольных глаз является «немецкое выдувное стекло».

Кукла Лили-Роуз с глазами из немецкого выдувного стекла, Бердин Криди


А вот Франция уже в XIV веке закрепила за собой звание законодательницы мод. И из Парижа во все концы просвещённой Европы рассылались куклы, одетые в модные платья. Первые такие куклы делались из воска, иногда даже в человеческий рост. Их дарили друг другу королевы и заказывали богатые аристократки. Позднее подобные куклы стали называться Пандорами.

Кукла Пандора. XVIII в.

Как видим в Средние века, куклы также использовались не только для игры. Они были слишком дорогими и хрупкими, чтобы давать их в руки ребёнка. Зато отлично служили аристократии и знати в качестве особых подарков и предметов роскоши, словом куклы считались элитным увлечением для взрослых.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В XVIII веке мастера стали создавать кукол всё дороже и эксклюзивнее. Новейшим словом в кукольном производстве стали механические игрушки, которых делали часовщики. Особенно в этой сфере отличались французские умельцы.

Музыкантша играет на цимбале, автомат, созданный Пьером Кинцингом и Давидом Рёнтгеном, 1772. Принадлежала королеве Марии-Антуанетте, восстановлена Жаном Эженом Рубер-Худингом.

Один из них наиболее почитаемых – великий игрушечный мастер Жак де Вокансон. Его куклы утка и флейтист – самые известные представители эры механических игрушек.

 

Гравюра, изображающая механические игрушки Вокансона: барабанщика, утку и флейтиста

Эти удивительные куклы приводили публику в восторг тогда. И восхищают зрителей даже сейчас, в наш искушённый гаджетами век.

Писарь, кукла швейцарского часовщика Пьер-Жака Дро, XVIII в.

Подобные механические куклы по праву назывались произведениями искусства. Они создавались в единственном экземпляре и стоили баснословных денег. Так что такие игрушки покупали себе очень богатые люди, ценители прекрасного.

 

Прорыв

 

Промышленная революция, начавшаяся в XIX веке, сильно изменила жизнь людей. Вопреки логике, это случилось не постепенно, а вдруг. Это, пожалуй, единственный резкий скачок в истории производства кукол. С внедрением паровых машин создание кукол постепенно ушло из сферы ручного труда. Куклы стали создаваться промышленным способом.

 

Фабрика по производству кукол


 

В то же время случился ещё одним важный идейный прорыв: появление куклы-младенца. Их изобретательницей считается мадемуазель Уре. До этого куклы изображали в основном взрослых людей, так что bébé – умилительная кукла-ребёнок мгновенно завоевала сердца всех без исключения! Чрезвычайно популярны такие куклы-младенцы были в викторианской Англии, их делали из воска, и получались они удивительно реалистичными.

 

Кукла-ребёнок, Англия


 

От фарфора до пластика

 

Дальнейшее развитие кукол шло по пути совершенствования материала, из которого они были сделаны.

 

Изобретение фарфора стало очень подходящим и своевременным новшеством. Секрет китайских мастеров был раскрыт европейцами в начале XIX в. Покрытый глазурью фарфор почти сразу стал любимым материалом кукольников. А чуть погодя его сменил «бисквит» (неглазурованный фарфор), чья матовость и белизна передавала ощущение от кожи человека ещё более точно. Фарфор и «бисквит» - очень красивые, но всё же хрупкие материалы. Как правило, целиком фарфоровые куклы встречались редко. В основном из фарфора делали только видимые части куклы: руки, ноги и голову, причём уже промышленным способом.

 

Немецкая бисквитная кукла-ребёнок от Simon & Halbig


 

Конечно, уникальные куклы не сразу сдали свои позиции. Вначале эры промышленной революции кукол создавали небольшими тиражами. Делали 5-25 копий, затем форма торжественно разбивалась. Копии отличались от своей старшей сестры одеждой, цветом глаз и волос и аксессуарами. Так или иначе, у каждой куклы была своя индивидуальность.

 

Что фарфоровые, что восковые куклы требовали бережного обращения и служили, скорее, украшением интерьера богатых домов (уже простых буржуа, а не только аристократии). Детям таких кукол давали только по праздникам, под честное слово обращаться с ними аккуратно и только под присмотром взрослых. В богатых семьях считалось престижно хранить и выставлять эти сокровища, которые услаждали взоры гостей дома и одновременно намекали на благосостояние хозяев.

 

Композитный малыш Кьюпи художницы Розы О’Нейл, 1909 г.


 

Но по-настоящему всё перевернуло изобретение пластика. Активное промышленное использование этого материала началось с середины XX в. Дешёвый и удобный в производстве, долгосрочный, износостойкий, легко поддающийся формовке и обработке – материал оказался настоящим волшебным подарком для производства игрушек. Вот теперь детские игрушки стали доступны абсолютно каждой семье.

 

Кукла мама, голова и руки из композита, ноги и тело – тряпичные, Ideal Dolls, США


 

Куклы из него были дёшевы и прочны. С этого времени дети получили множество удобных игрушек, а область уникальных кукол постепенно стала приходить в упадок. Несмотря на то, что единственные в своём роде экземпляры ещё создавались, их уже настойчиво вытесняло массовое производство. 

Винтажная немецкая кукла из целлулоида, Schildkrot

 

НАШИ ДНИ

В XX в. практически у каждого ребёнка появилась яркая игрушка и даже не одна. Счастливые дети не ревели над разбитыми любимицами, а наслаждались игрой во всю.

Но у каждого явления есть и оборотная сторона: с приходом массового производства практически исчезло такое понятие как «эксклюзивность куклы». Да, у каждого ребёнка теперь были свои игрушки, однотипные, лишь с небольшими отличиями.


Ни тепла рук, ни души мастера в них уже не ощущалось. И это продолжалось долгое время: дети играли в разнообразные дешёвые пластмассовые игрушки, а избранные любители пытались найти уцелевшие экземпляры антикварных кукол, которые ещё хранили дыхание старины и неповторимость вещи, сделанной вручную.

Французская актриса Алис Делисия со своими будуарными куклами, 1934
Будуарные куклы вошли в моду в 1907 году в качестве модного женского аксессуара и украшения интерьера


Сейчас куклы ассоциируются в основном с порой детства. Хотя коллекционирование кукол, украшение ими интерьера, использование их в качестве модных моделей и пр. – давнее увлечение, доступное лишь элите.

Однако и в наш век заводов и фабрик есть свои плюсы. Упрощение производства кукол позволило многим людям с совершенно разными финансовыми возможностями прикоснуться к коллекционированию кукол. И вот уже больше 20 лет формируется новая сфера в коллекционном мире – коллекционирование современных кукол.

Кукла Силктоун Барби Выход в Свет, современная коллекционная кукла


Современные коллекционные куклы бывают совершенно различные. Они создаются авторами вручную и фабрично; их делают из фарфора, пластика, тканей и множество других материалов; их рост разнится от 6 см до 1,5 м; для них придумывают абсолютно любые образы: феи, модные красотки, доверчивые девочки, сказочные герои, селебрити

Кукла ЛиттлФи Рени Снежная Фея, современная коллекционная кукла бжд от Фейриленд


Единственное, что объединяет всех коллекционных кукол – это их эксклюзивность, ограниченность тиража. Хотя впрочем, есть и ещё одно отличие: каждая коллекционная кукла – это всегда произведение искусства, а, некоторые из них – настоящие шедевры.

Кукла Ливия, современная коллекционная кукла Заверушински

В статье использованы фото: scoootles , theriaults, Linda Maley, busterbubb16, Granger.

 

 

В рассылке «Всё о куклах»:

скидки и акции, кукольные новинки

и интересные рассказы о куклах.

 

 

В рассылке «Всё о куклах»: скидки и акции, кукольные новинки и интересные рассказы о куклах!